10 вещей, которые мне были необходимы, чтобы начать двигаться вперед. Продолжение.



Привет, друзья.

Хочу поделиться сегодня с вами одной притчей, которая мне очень нравится.
Однажды к отцу пришла дочь, молодая женщина, и с грустью сказала:
- Папа, я так устала от всего, у меня постоянные трудности на работе и в личной жизни, уже просто нет сил ... Как справляться со всем этим?
Отец ответил:
- Давай я тебе покажу.
Он поставил на плиту 3 кастрюли с водой и принес морковь, яйцо и кофе. Опустил каждый ингредиент в отдельную кастрюлю. Через несколько минут выключил плиту и спросил дочь:
- Что стало с ними?
- Ну, морковь и яйцо сварились, а кофе растворилось, - ответила девушка.
- Правильно, - сказал отец, - но если мы посмотрим глубже, то окажется, что морковь, которая была твердой, в кипятке стала мягкой и податливой. Яйцо, которое ранее было хрупким и жидким, стало твердым. Внешне они остались такими же, но внутренне изменились под влиянием одинаковой враждебной среды - кипятка. То же происходит и с людьми: сильные внешне люди могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут ...
- А как же кофе? - удивленно спросила дочь.
- О, кофе - это самое интересное. Оно полностью растворилось в агрессивной среде и изменило его - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть люди, которых не могут изменить обстоятельства - они сами меняют их и превращают в нечто новое, получая для себя пользу и знания из обстоятельств. Кем стать в тяжелой ситуации - выбор каждого.

Несколько месяцев назад я написала пост о том, как трудности изменили меня и повлияли на мою жизнь. В том посте я написала о том, от чего мне пришлось избавиться, чтобы начать меняться. Не могу сказать, что я окончательно рассталась со своими комплексами, или пороками, или ограничивающими состояниями. Называть их можно как угодно. Суть от этого не меняется: они мешали мне жить полноценной жизнью.
Самое главное, чему я научилась за это время, – поменяла отношение к трудностям и кризисам в своей жизни. Ведь человек – то, что он думает. И внешний мир, который нас окружает, это только продолжение внутреннего мира.
Просто избавиться от негативного мышления и деструктивных установок мало. Их нужно заменить на такие «программы», которые приведут к изменению себя и своей жизни в лучшую строну. Естественно, для каждого они разные, исходя из характера, темперамента, жизненных целей, в конце концов. Для себя я выделила 5 ключевых принципов, которые помогли мне справляться с трудностями и менять свою жизнь в лучшую сторону. 
Итак, 5 вещей, которым мне пришлось научиться, чтобы начать двигаться вперед
1. Осознанность.
2. Благодарность.
3. Активное слушание (себя любимой).
4. Делать то, что раньше не делала, пробовать каждый раз что-то новое.
5. Поиск цели и планирование.

Во-первых, осознанность. Что такое осознанность?
 Для меня, в первую очередь, это возможность (или качество) жить здесь и сейчас. Как правило, мы живем на автомате: постоянно куда-то спешим, большую часть времени проводим на работе, мало внимания уделяем себе, внутреннего внимания. Мы не умеем прислушиваться к себе. Иногда жизнь бьет нас фейсом об тейбл для того, чтобы каждый человек мог остановиться и попытаться понять, а в правильном ли направлении он двигается. И вообще живет ли по-настоящему!
Признаюсь честно, что вот только сейчас я начинаю понимать, что такое осознанность и почему, если я хочу повысить качество своей жизни, осознанность – первое правило или самая базовая привычка. Приведу пример.
Один известный психолог рассказывал как-то о том, как он бросил курить. Больше 30 лет он курил, много раз пробовал бросить. Ничего не помогало, даже рассказ его друга хирурга о последствиях с «красочными» анатомическими подробностями. В какой-то момент он осознал, какой вред его организму приносит эта пагубная привычка. Он сказал так, что осознал и на какое-то время об этом забыл, не придавал значения. А где-то через месяц просто не закурил, как обычно. И после этого все. Бросил. Даже 1 сигарету в день не выкуривал. Я понимаю, что это может, звучит странно и неправдиво. Но я тоже прочувствовала на себе действие осознанности. За год до увольнения я осознала, что моя работа мне уже не интересна и не приносит того удовлетворения (ни морального, ни денежного), как раньше. Правда, только через год с хвостиком я уволилась. И определенное время после того, как ко мне пришло это осознание, я не вспоминала о своем желании. Работала и планировала работать на том месте еще долго. А потом так сложились обстоятельства, что я ушла. И только сейчас я поняла, что мое желание было настоящим, и казалось, сама судьба устроила так, чтобы оно исполнилось, когда придет время.
Я много прочитала об осознанности, как ее тренировать, и как осознанное отношение к себе в корне меняет жизнь. В следующих постах поделюсь своим опытом осознанности, и как этот опыт улучшил качество моей жизни.
Во-вторых, это благодарность.
Кого и за что благодарить? – спросите вы. Благодарность – это не просто способность благодарить, а еще и умение принимать жизнь такой, какая она есть, и научиться не жаловаться и не жалеть себя. Жалость к себе и жалобы на жизнь совершенно разрушительное чувство. Поэтому я учусь не жаловаться (хоть иногда очень хочется) и благодарить жизнь, Бога, Вселенную за то, что я имею.
Может вы слышали о законе «притяжения». Суть его в том, что то, что оказывается в центре нашего внимания, приобретает огромные размеры. Поэтому, чем больше мы жалуемся и ноем, тем несчастнее становимся. И наоборот, когда мы умеем радоваться жизни, мы притягиваем счастье.
Жалобы и нарекания на жизнь до последнего времени были неотъемлемой часть моей  жизни. Более того, все вокруг только и делают, что жалуются на государство, чиновников, своих супругов, детей и т.д. Заметила это, когда стала учиться осознанности. Одним из заданий было наблюдать за собой в течении дня и распознавать свои ограничивающие состояния, мысли, эмоции, действия. Оказалось, что большую часть времени я жалуюсь, ною и испытываю негативные эмоции даже, если для этого нет никаких оснований. Ситуацию усугубляло еще и то, что мои родители, близкие, друзья постоянно сетовали на жизнь. Я заметила, когда общаюсь с другими людьми, львиная доля наших разговоров касается того, как плохо мы живем. Хотя реальных причин так считать у нас не очень много. Когда я стала анализировать свои мысли и действия, то ужаснулась, что впустую трачу столько своего драгоценного времени и энергии, которые могла бы потратить на что-то более приятное. И первое, что сделала тогда – составила список из 10 вещей, за которые я благодарна Богу (Вселенной, Судьбе, Жизни) нужное подчеркнуть. И каждое утро у меня начинается именно с благодарственных молитв и чтения этого списка. Хороший способ начать новый день, как думаете?
Третья из пяти вещей – активное слушание себя.
В нашем обществе укоренилось представление о том, что человек, который слишком себя любит – эгоист и нарцисс. Почему мы считаем, что должны слушать всех, кроме себя, - сначала родителей, потом воспитателей и учителей, друзей, мужа(жену), детей, коллег по работе и т.д.
 Когда я работала в университете, у меня был студент, который часто пропускал занятия и ничего не хотел делать. Однажды, в тот редкий случай, когда он явился на занятие, я его спросила, почему он не хочет учить мой предмет. Он мне ответил, что ему вообще не интересно учиться, родители за него решили, что нужно поступать именно в этот вуз. А сам он хочет служить в армии. Вот так. И это только один пример. А нас таких миллионы. И это еще хорошо, что парень знал все-таки, что хочет, и собирался реализовать свою мечту. А сколько таких, кто не знает….
Я тоже всю свою сознательную жизнь жила с этими установками. В результате – неуверенность в себе, низкая самооценка и отсутствие своей цели в жизни. Лично меня родители не научили слушать свой внутренний голос, себя настоящего, потому что сами этого не умели. Я начала об этом задумываться, когда поняла, что в свои 30 с хвостиком лет и с двумя детьми-подростками, принимаю решения с оглядкой на мнение окружающих. Вернее, не принимаю сама, за меня принимают. И решила, что это нужно срочно менять.
С чего начать? Как учиться слушать себя? Самостоятельно это сделать достаточно сложно, но возможно. Нужно много читать и «ковыряться» в себе. Если рядом есть человек, который может вам в этом помочь, очень облегчит задачу. Услышать даже то, что будет диссонировать с установками и ценностями, привитыми с детства, с мнением окружающих, очень сложно. Фактически нужно «ламать» себя. И чем ты старше, тем сложнее меняться.
Если честно, это того стоит. Когда я поняла, что что-то не так в моей жизни, мне не комфортно, с работой не получается, я решила поискать причины внутри себя. Я научилась прислушиваться к себе: что я хочу, что нравится, не нравится. Моими помощниками в этом процессе стали книги, листок бумаги и ручка. Все свои мысли, ощущения и эмоции я старалась записывать. Результатом стало открытие своего предназначения. Теперь я точно знаю, что меня окрыляет и делает счастливой. Но я не останавливаюсь, ведь познавать свой внутренний мир и работать над собой довольно увлекательное занятие.
И если вы на это решитесь, приготовьтесь к тому, что ваша жизнь начнет кардинально меняться. Причем в лучшую сторону.
В процессе подобных метаморфоз начинаешь по-другому воспринимать не только себя, но и окружающий мир. Я, например, начала делать то, о чем всегда мечтала, но боялась сделать или считала пустой тратой времени. А еще стала пробовать делать совершенно новое для себя, то, что раньше никогда не делала. Я записалась на занятия по танго, начала бегать и писать книгу.
Нужно мужество, чтобы сделать что-то для себя, потому что сначала это будет резонировать с тем, к чему ты привык. К тому же окружающие не всегда тебя смогут понять, вернее чаще всего не поймут. Но это все временно. Постепенно учишься не обращать внимание на мнение окружающих, на внешние атрибуты успеха, учишься ошибаться. Результатом становиться внутреннее ощущение умиротворенности, покоя, повышается самооценка. В общем, очень полезное занятие.
Еще один способ изменения своей жизни, который я взяла на вооружение – поиск цели и планирование. Хотя раньше считала планирование пустой тратой времени, а о целях даже не задумывалась, просто плыла по течению и все. Сейчас это очень помогает мне в жизни. Более того, метод, который я использую для постановки целей и планирования без преувеличения волшебный. О нем я расскажу в следующем посте обязательно.
Вот так, благодаря кризису, я изменила свою жизнь в лучшую сторону. Но самое главное – я учусь любить себя. Меня никогда этому не учили родители, потому что не умели сами. Учили любить кого угодно и что угодно, только не себя. Когда ты любишь себя (не свое эго!) и относишься к себе, как к уникальной и ни на кого не похожей личности, ты так же начинаешь относиться к другим людям.
Слышишь свой внутренний голос и умеешь делать выбор – значит, умеешь услышать другого человека и уважаешь его выбор.
Умеешь сказать «нет», если это противоречит твоим интересам – уважаешь свободу другого и не переступаешь его личных границ.
Искренне считаешь, что заслуживаешь изобилия и счастья – того же желаешь другому человеку.
И так далее…..Научиться любить себя, наверное, самое сложное, что существует в мире. Особенно, если тебя не научили этому в детстве. Фактически, нужно создать себя заново, причем самостоятельно.
Сейчас с уверенностью могу сказать, что кризис – это не страшно. Если правильно к нему относиться, можно извлечь выгоду. Фактически, сама жизнь подсказывает, что тебе пора поменять направление движения. Звучит, может банально и заезженно, но это прекрасный шанс и новые возможности. Хотя поначалу, кажется, что «все пропало, шеф!», как жить дальше – не понятно. И как может быть хорошо, если все плохо?! Хуже, если жизнь тебя ничему не учит.
Да, это нужно пережить, перетерпеть так, чтобы не сломаться, не потерять веру в свои силы, в себя. Не могу сказать, что нужны какие-то титанические усилия или особенный характер. Когда апостол Павел оказался в заточении, он изрек: «В какой бы ситуации я ни находился, я учусь довольствоваться тем, что есть». В современной трактовке это звучит примерно так: даже если вы не всегда можете контролировать то, что происходит в вашей жизни, вы всегда можете сами выбирать, как на это реагировать.
А как думаете вы? Переживали ли вы кризис и как к нему относитесь – как к возможности роста или трагедии? Поделитесь в комментариях к посту.
А пока – до встречи. В следующем посте я расскажу о своем волшебном способе постановки целей.

Искренне Ваша, Анна.


Комментарии

Популярные сообщения