10 вещей, которые мне были необходимы, чтобы начать двигаться вперед

Привет. 

Сегодня хочу поделиться  небольшим, но уже жизненным опытом преодоления себя, преодоления кризиса в своей жизни. Не знаю, насколько то, что написала будет вам интересно или полезно. Волнуюсь, ведь первый раз говорю о своих чувствах и слабостях так открыто. Поэтому не судите строго. Не интересно, просто закройте эту вкладку в своем браузере. 


Почему трудности – это хорошо

Я постоянно слышу и читаю: «выйдите из своей зоны комфорта», «рост – это боль или боль – это рост», «то, что не убивает, делает нас сильнее» и так далее и тому подобное. Да, фразы умные, их запоминаешь, цитируешь, но выходить из своей зоны комфорта не хочешь. И пока жареный петух не клюнет, ничего такого делать не будешь.
Согласитесь, специально никто же не пытается искать трудности, наоборот – большинство из нас старается их обойти. Нам нужен душевный покой и равновесие. Живу в своем маленьком болотце – и хорошо. Не трогайте меня.
Как правило, кризис (личный, жизненный кризис) наступает неожиданно, его никто не ждет и не приглашает. И у меня он случился неожиданно. Я тоже год назад не планировала никаких изменений в своей жизни, тем более негативных. Сначала, конечно, было очень тяжело. Естественно, я пыталась кого-то обвинять в своих неудачах. Были и слезы, и злость, и обида, и апатия с депрессией. К этому букету можно добавить не проходящие по нескольку недель простуды, ангины и прочие неприятные последствия моего душевного состояния.
Периоды депрессии сменялись периодами активного действия, когда я понимала, что нужно что-то делать и нельзя все время только жалеть себя. Я начинала что-то делать, у меня не получалось, я все бросала и опять погружалась в депрессию.
Чтобы прийти в себя мне понадобился год с хвостиком (плюс 2-3 месяца). И вот только сейчас я осознаю и могу с уверенностью говорить, что кризис или жизненные трудности (называйте, как хотите) – хорошо. Это, как после сильного урагана с дождем и градом, наступает тишина вокруг. И солнышко робко, но выглядывает из-за туч. И все видится в другом свете. О ненастье напоминают лишь раскиданные всюду ветки и большие лужи.
И понимаешь, что этот опыт – очень ценный, то, что с тобой произошло, позволило переосмыслить свою жизнь. Понять, что главное, а что – не очень. И еще гордость, что смогла преодолеть, и уверенность в своих силах. И уже перестаешь так бояться изменений, готова к новому опыту. И знаю, что на плохое буду реагировать без отчаяния и безысходности; а на хорошее – проще и спокойнее, более ровно.
Как жизненные проблемы заставили меня меняться
Не знаю, как у других людей, но если бы не эти трудности, я бы ничего не меняла в своей жизни. До определенного момента я даже не задумывалась о том, что мне нужно меняться, чтобы изменить свою жизнь. Да, у меня и до этого было много «хочу». Правда, хотеть и быть готовым иметь то, что хочется, - это совершенно разные вещи.
Скажу больше, я не осознавала, что существуют препятствия, которые мне мешают развиваться. Блоки, стереотипы, мысли, чувства – назвать можно по-разному – суть в том, что эти препятствия в моей голове, душе, сознании и подсознании. Хотя раньше считала, что причины моих неудач – внешние факторы. Виноват всегда был кто-то или что-то («обстоятельства так сложились», «не судьба» и т.д.).
Но, только пройдя через жизненные испытания, я начала понимать, что все зависит только от меня. Все события, которые происходят со мной, - это последствия моих мыслей и действий, просто результат.
Объяснить, почему так, не могу. В какой-то из дней, когда мне надоело себя жалеть, я приняла решение меняться и менять свою жизнь. Если не использовать этот шанс сейчас, то мне он может больше и не выпасть. Я понимала, что у меня масса комплексов и проблем, которые засели в моей голове и мешают мне двигаться вперед. Кроме того, мне нужно было еще узнать, чего же я действительно хочу в жизни. Для себя. Не то, что «надо», а то, что «хочу». О, наверное, самое сложное занятие – копаться в себе, а уж понять свои глубинные желания и подавно. Я говорю не о том, что нам кажется, что мы хотим: материальный достаток, новую машину, быть здоровым и красивым, расширение жилплощади и т. п. Это все как бонус к главному – быть в мире с самим собой и делать то, что хочешь, и не делать, то, чего не хочешь.
И для начала мне нужно было избавиться от балласта, который держал меня на месте и не давал впустить в свою жизнь что-то светлое, новое и хорошее.
Итак, 5 вещей, от которых мне пришлось избавиться.
Чувство обиды и комплекс жертвы. Они долго были моими спутниками после того, как я осталась без работы. И хотя уволилась я по собственному желанию, меня вынудили к этому обстоятельства. Не сумела  найти общий язык с одной особой, к которой благоволил руководитель. Поэтому я долго не могла простить, что меня никто не защитил в этой ситуации, мне казалось, что весь мир был против меня. Да, было плохо. И я обижалась на всех, кто, так или иначе, был причастен к моей истории. Да, еще к этому прибавилось чувство, что я жертва, меня же обидели, не я. Было очень удобно себя жалеть и перекладывать ответственность за то, что со мной произошло, на других.
Но, как известно, время лечит и все расставляет на свои  места. Кроме того, я много читала и размышляла, почему все это произошло со мной. И пришла к выводу, что мне станет намного легче, если я отпущу ситуацию, перестану переживать по поводу того, что осталось в прошлом. Тогда передо мной стоял выбор: жить прошлым и зависеть от своих старых обид и страхов или принять то, что мне никто ничего не должен, равно, как и я никому ничего не должна. Я выбрала последнее, и не пожалела об этом. Наоборот, с того момента, как я приняла все, что со мной случилось, и отпустила весь негатив, в моей жизни стали происходить удивительные события. 
В Библии есть такие слова: «Будьте, как дети». Всякий раз, когда я на кого-то обижаюсь, я их невольно вспоминаю. И желание обижаться проходит. Ведь дети обиду долго не держат в себе. Они очень быстро забывают плохое. И быстро мирятся с обидчиком. Вот у меня семилетний сын приходит со школы и жалуется на какого-то мальчика или девочку, что он или она ударил(а) или обозвал(а). А на следующий день заявляет, что они  уже дружат, и даже тени негатива не остается.
Как по мне, чувство обиды и комплекс жертвы характерны для тех людей, которые не умеют (их не научили в детстве) или не хотят брать на себя ответственность за свою жизнь, свои поступки.
Один из самых полезных жизненных навыков – это умение быстро забывать всё плохое: не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами, не упиваться раздражением, не таить злобу. Не стоит тащить разный хлам в свою душу. © Будда.
Теперь я об этом никогда не забываю!
Зависимость (от кого-то или от чего-то) Может быть от чего угодно: от человека, от работы, от отношений, от чужого мнения, а не только алкогольная, наркотическая, пищевая. Зависимость – это история о том, что ты живешь не своей жизнью. Не умеешь или не хочешь. По-моему, это преступление. Жизнь – это чудо, во всех ее проявлениях. И когда мы тратим время не на себя, свои желания и потребности, мы совершаем преступление.
Вот прочитала в одной книге, о чем люди чаще всего жалеют перед смертью. И знаете о чем? О том, что не хватило мужества жить своей жизнью, а не соответствовать ожиданиям других.
Как раз это одна из моих самых больших проблем – зависеть от чужого мнения и соответствовать чужим ожиданиям. Не могу сказать, что я от нее избавилась, но пытаюсь. Лично для меня, это тяжелый труд.
Еще одна форма зависимости, которой я страдаю, - зависимость от своих желаний. Мечтать всегда хорошо, но когда мечты или желания становятся навязчивой идеей, они мешают жить. Иногда даже дышать. Ужасно, когда ты постоянно прокручиваешь в голове одну и ту же мысль или проблему и ждешь, когда же она разрешится. Как говорят, труднее всего ждать и догонять.
У меня в таком случае два варианта: отпустить проблему и переключиться на другое занятие. У меня был знакомый, который в 18 лет основал свой бизнес. 10 лет он был успешным, а потом случился кризис, и он все потерял. Обычная история. Его проблема была в том, что он все поставил на свое дело, не только деньги, а и всю свою жизнь. По сути, потеряв бизнес, он потерял только деньги. Он же не потерял свои способности классного бизнесмена, предпринимателя. Он не потерял возможность генерировать новые идеи. Наоборот, человек приобрел шанс поменять свою жизнь, но сам этого не понял. Он зациклился на этой проблеме, стал неуверенным в себе с массой комплексов. В результате, ему пришлось обратиться к психологу.
Вот еще один пример. Когда я уволилась, долго не могла найти работу. Очень переживала, так как привыкла все время работать, да и сложно, когда в семье один источник дохода. Казалось, что чем больше я переживаю из-за этой ситуации, тем меньше шансов найти работу. Как только я переключила свое внимание на другие занятия, буквально через неделю мне поступило подряд два предложения о работе.
От любой зависимости нужно уходить. И могу сказать, исходя из собственного опыта, что это навык, который при постоянной тренировке входит в привычку. Как, например, чистить зубы по утрам.
Страх перед ошибками, перфекционизм, я бы сюда добавила еще прокрастинацию, имеют одинаковую природу. Эти все комплексы означают высшую степень неуверенности в себе. Не могу сказать, что я от них избавилась, я пытаюсь это делать. Последнее время моя жизнь – это ежедневная борьба с неуверенностью в себе и низкой самооценкой. Даже сейчас, когда я пишу этот пост, мой мозг мне подсказывает массу причин, почему я не должна его писать, а уж тем более, публиковать  в блоге. Не дай Бог, что кто-то прочитает!
Мы привыкли демонизировать неудачи. Боимся мыслить и действовать оригинально, потому что неудача воспринимается как проигрыш и позор. Важно научиться проигрывать быстро, правильно и умно. Сказать проще, чем сделать. Я, например, яркий образец человека, который панически боится ошибок. Золотая медаль в школе, красный диплом в институте, затем преподавательская деятельность в постсоветской системе образования, где преподаватель всегда прав. В общем, на лицо «синдром отличника». Я всегда ориентировалась на чужое мнение. И даже сейчас, когда что-то делаю, ловлю себя на мысли, что жду, когда меня похвалят.
Ужас, 35-летняя тетка, а чувствую себя школьницей. В моем подсознании была изначально заложена идея, что я должна всем нравиться и все делать на «отлично». Меня никто и никогда не учил оценивать саму себя и прислушиваться к своим ощущениям.
Я сейчас читаю книгу «18 минут» Питера Бергмана. Вот что пишет автор: «Но если вы верите, что ваш талант растет благодаря упорству и усилиям, то вы ищете неудач. Ведь они дают возможность совершенствоваться. Люди, ориентированные на рост, чувствуют себя умнее, когда учатся, а не когда работают безупречно».
Если у вас все получается, то значит, вы зашли в тупик. Как вам такая постановка вопроса? 
Думаю, что лучший способ решения этой проблемы – это действие. Делать именно то, что, по вашему мнению, вы делать не умеете и никогда не сумеете. Делать, если сомневаетесь. Делать, если хотите бросить. Делать, потому ваша иррациональная сущность получает от этого удовольствие, а рациональная – требует прекратить, потому что из этого ничего не выйдет.  Насколько мне нравиться писать, настолько сильно мое Сопротивление этому. Я его чувствую прямо физически. Печатаю ли я текст или пишу ручкой на бумаге, а мне все время хочется или удалить файл и закрыть ноутбук или положить ручку, а рукопись порвать и выбросить…..
Вот прекрасный рецепт от Ван Гога:

«Если вы слышите внутри себя голос, твердящий вам: „Ты не художник“, — не слушайте его. Пишите с еще большей самоотдачей, и этот голос утихнет».

Мне кажется, что он подойдет любому из нас, независимо от того, кто чем занимается. Эти слова я переписала на листок и повесила перед свои письменным столом. Это мое первое правило сегодня, чтобы я не делала.

Перестать сравнивать себя с другими людьми
Могу точно сказать, что у меня эта привычка из детства. Я помню, как мама постоянно сравнивала меня с кем-то из сверстников. Помню, была девочка Аня, которая очень любила читать («Вот посмотри, она все время читает, а ты не хочешь!»), была двоюродная сестра, которая лучше выговаривала букву «р», были одноклассники, дети друзей, знакомых и т.д. и т.п.
Возможно, и вам знакома эта история. И не только моя мама была такая. Правда, почему была? Она и сейчас пытается меня с кем-то сравнить. Ладно уж меня, я привычная, вот внукам тоже постоянно кого-то в пример приводит: тот больше читает, тот лучше учится…. А с оценками вообще беда. Я тоже иногда этим грешу, но чаще стараюсь не сравнивать своих детей с чужими детьми. Считаю, что это первый шаг к неуверенности в себе во взрослой жизни.
Самый действенный рецепт от сравнения – полюбить себя со всеми морщинками, родинками, горбиками, со всеми физическими и прочими изъянами. Каждый из нас тем и уникален, что не похож на других. По-моему, жить было бы не интересно, если бы мы все были одинаковыми. Вся прелесть – в разнообразии.
Вы замечали, что в большинстве книг по личностному развитию или на тренингах советуют использовать свои сильные стороны, чтобы добиться успеха. А может попробовать использовать как раз не преимущества, а слабости. Мне очень нравится подход Барбары Шер в этом вопросе. Уже на первых страницах своих книг она доказывает, что каждый из нас – уникален, гений в своем роде, хотя этого и не осознает. Каждый может сделать и делает этот мир лучше.
Скажите, как могут наши дети быть счастливыми и любить себя, если мы сами себя любить не умеем. Какие чувства и эмоции в таком случае мы им транслируем?
Вот последнее время я с этими мыслями ложусь и встаю. Если я буду себя любить, я буду жить в мире с самой собой, только тогда я буду счастлива. И только тогда будут счастливы мои дети и мои близкие.
Не могу сказать, что всего лишь эти пять причин, о которых я написала, мешали мне жить и развиваться. Не могу сказать, что я от них окончательно избавилась. Как в фильме «Золушка» помните Паж говорил:«Я не волшебник, я только учусь». Вот и я тоже только учусь. Что-то теряю, от чего-то избавляюсь, что-то приобретаю. Мне кажется, что главное не просто хотеть меняться, а еще и осознать это. Как только понимаешь, в какую сторону двигаться, нужные инструменты, возможности, люди появляются на твоем пути каким-то волшебным образом.
В следующий раз я напишу о 5 вещах, которые мне необходимо было приобрести, что начать менять свою жизнь в лучшую сторону.
До встречи. 
Искренне Ваша, Анна.

Сделай шаг, и дорога появится сама собой. Стив Джобс


Комментарии

Популярные сообщения